Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:23 

для коллекции, с благодарностью hound

Coeur-de-Lion & Mastermind
10.05.2010 в 18:26
Пишет hound:

Иконографическое. Архангел Михаил...
Предупредительное:

Иконография - наука предельно запутанная, даже при наличии неких общих тенденций, всегда найдется какой-либо местный изврат, произошедший фиг знает откуда, а пути его произрастания проследить, как правило чудовищно тяжело, но возможно... В данном случае, я описываю - типичные иконографические схемы, дабы не растекаться


Иконографическая традиция изображения архангелов складывается примерно к X - середине XI вв, в связи с окончанием иконоборческого периода и необходимостью нового оформления купольных базилик и четко структурированной программой их декорации. До этого, в раннехристианском искусстве этого практически не наблюдалось. Конечно существовали изображения "ангелов", но это были либо мутировавшие античные персонификации (изображения Дней Творения в виде ангелов) или также мутировавшие римские "славы", возносящие медальоны с христианской эмблематикой.

В четко структурированном обществе византийской империи, понадобились и четкая концепция оформления храма - как отражения Небесного Иерусалима на земле. Одним из оснований для таких концепций являлся трактат Псевдо-Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии". "В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину".

Св. София Константинопольская, Архангел Гавриил, X - XI вв.


Ангельские чины уподобляются придворным чинам земной власти и, соответственно своему званию, получают определенный формальный облик. Так при изображении архангелов в подкупольном пространстве, в непосредственной близости от Христа Пантократора они получали наиболее репрезентативный вид - их одежды соответствовали византийским одеждам придворных высших чинов. Так на мозаике Св Софии в Константинополе, Архангел Гавриил облачен в белые и золотые одежды византийского царедворца. Что характерно, белый цвет, в дальнейшем будет ассоциироваться именно с Гавриилом - как с участником Благовещения. А архангел Михаил - предводитель небесного воинства в большинстве случаев соотносится с синим (или зеленым) и красным. Золотой цвет также присущ всем архангелам как символ трансцендентного, горнего мира.

Киев, Св. София, XI в. Подкупольное пространство.


Киев, Св. София, XI в. Архангел Михаил.


В подкупольном пространстве храма архангелы изображались равными друг другу, с одинаковыми атрибутами - лабарром и зерцалом. Декорация одежд могла варьироваться, но она, однозначно, была настолько пышной, насколько позволяли средства заказчика и умение мозаичиста. Византийцы распространили свои изобразительные программы на значительные территории как В Восточной Европе, так и в Западной. По этому принципу были оформлены и храмы Киевской Руси и сицилийские норманнские базилики. Как правило - это, т.н. тип "архангела лоратного", т.е. облаченного в "лор" - шитую золотом ленту переплетенную крест-накрест на фигуре.

Палатинская Капелла, Палермо, Сицилия, XI-XII вв (архангел Михаил располагается в центре, Гавриил - справа


В иконописи и в нижних, более "земных" регистрах храмовой декорации золото остается в виде фонов. Но одежды не становятся менее пышными. так. например, архангелу Михаилу традиционно полагается алый плащ - все оттенки красного в Византии ассоциируются с императорской власти. (Пурпурные ткани, страшно дорогие, были запрещены к вывозу, что дико злило западных рыцарей, в период Крестовых походов оказавшихся в Константинополе.)



Византийская иконографическая традиция прочно укоренилась в древней Руси и сохранялась вплоть до XVII в.

Ярославль, ок. 1300, ГТГ, Архангел Михаил лоратный


Дионисий. Собор Рождества Богородицы, барабан, Архангел Михаил лоратный, XVI в.


Дионисиев Глушицкий монастырь ЧИН ДЕИСУСНЫЙ. Первая четверть XVI в.


Также существовали многочисленные местные вариации на других территориях Византийской империи, часто уже находившихся под властью арабов, как, например, в Египте

XIII в. Храм Эль-Моаллака, Каир, Египет


Коптская традиция XIII в. Храм Эль-Моаллака, Каир, Египет


Также на архангела Михаила, как на предводителя Небесного воинства. распространялся иконографический тип святого воина, т.е. он изображаля в короткой тунике, в доспехах и с копьем(мечом) а иногда и со щитом.

Дионисий. Собор Рождества Богородицы,Западный фасад, Представлен в воинских одеждах как хранитель врат храма, карающий входящих в него грешников. Здесь - с мечом и со свитком


Именно этот тип получает наиболее широкое распространение в Западной Европе в эпоху Крестовых походов. (Не считая. того, что его считали своим покровителем норманны - наиболее агрессивная и активная часть населения Европы). О византийском наследии в ранний ренессансный период свидетельствует небольшая итальянская икона Джованни ди Паоло, где, кроме характерных еще для византийской традиции черт мы видим уже определенно западный иконографический элемент белый щит с вертикальным красным крестом. Этот атрибут будет прочно соотносится со Св. Михаилом в Западной Европе. Еще одним таким элементом станет изображение змея в ногах архангела, как символа пораженного Сатаны и соотносящего с темами Страшного Суда, Падших ангелов, которые получать весьма своеобразное развитие в западноевропейском искусстве. Несомненно Здесь имеются прямые параллели с иконографией Св. Георгия.

St Michael the Archangel, c. 1440, Tempera and gold on wood, 19 x 8 cm, Pinacoteca, Vatican


И это еще не все... Еще остались. Страшный суд, Падшие ангелы и легенда, связанная с Замком Св Ангела...

Вопрос на засыпку... Продолжать??? :D

URL записи

@темы: искусствоведение, информативное, ангелология

Комментарии
2010-05-10 в 21:36 

Мисс Жуть
Кроме Декларации о биоэтике и правах человека я ничего не нарушаю!
Вопрос на засыпку... Продолжать??? Где надо ответить, что продолжать-то? :)

2010-05-10 в 22:40 

Coeur-de-Lion & Mastermind
Мисс Жуть В оригинальном посте, но он давний :) И кстати, пост с ангелами и аркебузами, как раз был уже из продолжения :)

2010-05-11 в 00:10 

Brand Bariman
да, я люблю людей, и это абсолютно не мешает мне ненавидеть человечество
кстати, об архангелах. судя по тому, что написано здесь, выходки СПНовского Гавриила вполне в рамках характера оригинального.
спец по доставке последних новостей и масштабному сливу секретной информации, всяческим хитрым трюкам с подменой, вождению за нос других ангелов и массовому угону демонов в рабство, кроме того спецэффекты в Содоме обеспечил именно он, а так же кучу народу подбил на подвиги, и в то же время кое-кого сгубил из чистого стеба. в общем, весьма ушлая персона.

2010-05-11 в 01:16 

Coeur-de-Lion & Mastermind
Brand Bariman Любопытно :)) Я подозревал, что он на такое способен по своим параметрам, но тут вообще довольно подробненько :)

2010-05-11 в 01:32 

Brand Bariman
да, я люблю людей, и это абсолютно не мешает мне ненавидеть человечество
Бранд надо сказать, я тоже подозревал, но не думал, что все настолько масштабно. то есть я был в курсе кто именно ответственнен за поливание Содома напалмом, и про то, что Гавриил склонен к высокопарной болтовне разного рода, являясь "архангелом на побегушках" - тоже, но судя по статье, поручения и развлечения в рамках поручений у него были весьма разнообразны. производит впечатление "самого хитрожопого наверху".

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Бункер Бобби Сингера

главная