22:07 

Coeur-de-Lion & Mastermind
Это действительно очаровательно. Большое спасибо автору записи.

07.12.2010 в 21:15
Пишет ygodka:

Памятно-иллюстративное. О Хёйзинге и Часослове Екатерины Клевской.
Я редко пишу о каких-либо определенных датах, ведь практически каждый день истории отмечен каким либо знаменательным событием и обо всем не упомянешь. Но сегодня день рождение автора, отрывки из книг которого в своем время поразили меня настолько, что чтобы прочитать их полностью я не поленилась поехать в другой город, ибо в Киеве в библиотеках (известных мне) их не было.
Йохан Хёйзинга ( 1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры.

История — это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом

Родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника-меннонита. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 г. защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки в индийской драме. В 1905 г. получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 г. Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1940 г., когда немецкие оккупационные власти запретили преподавание. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён в лагерь для интернированных лиц. По настоянию немецких и европейских ученых светил был отпущен на вольное поселение близ города Арнема, отрезанный от своей библиотеки и от общения с коллегами, где и скончался, отказавшись принимать пищу, 1 февраля 1945 г.
Не будучи профессиональным историком получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения — «Осень Средневековья» (1919) ("попытка увидеть в XIV— XV вв. не возвещение Ренессанса, но завершение Средневековья; попытка увидеть средневековую культуру в ее последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завершили свое развитие, налились соком и уже перезрели" ), «Эразм» (1924) и трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938).. Также следует упомянуть блестящее культурологическое исследование "В тени завтрашнего дня" и статью "Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем средневековье".
Несколько дополнительных фактов:
  • диссертация Хеёйзинги называлась: «О видушаке в индийской драме» (видушака - шут, практически триксер), для чего он прочел на санскрите большинство древнеиндийских пьес. В работе Хейзинга показал глубокое отличие восточного понимания смешного от европейского.
  • Помимо санскрита, арабского и древнееврейского изучал славянские, а также литовск ий и древнеиргландский языки.
  • Занялся изучением истории, когда не найдя работу по специальности (основная филолог), устроился работать гимназическим учителем истории. Из-за чего долгое время академические историки - любители коллекционировать факты и не принимали его всерьез.
  • Был практически первым, кто изучал историю, анализируя формы мышления и уклад жизни, произведения искусства, костюм, этикет, идеалы и ценности. Это и дало ему возможность воспроизвести жизнь общества в ее повседневном бытие. Религиозные доктрины, философские учения, жизненный уклад различных сословий, ритуалы и церемонии, любовь и смерть, символика цветов и звуков, утопии как "гиперболические идеи жизни" дали ориентир в исследовании истории мировой культуры.
  • Осень средневековья вышла в том же году, что и "Закат Европы" Шпенглера. 1919.
  • Первым показал, как через культуру, точнее, через ее малую часть - игру, можно что-то увидеть и понять о мире и войне, политике и поэзии, флирте и спорте - да о чем угодно.
  • Читал лекции по истории даже в лагере для интернированых. Самой знаменитой стала прочитанная в годовщину снятия осады Лейдена испанцами в 1574 году.
  • Одним из первых написал культурологическое исследование о духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом.
  • На русском языке Осень средневековья была издана только в 1988 году в серии «Памятники исторической мысли. Человек играющий в 1992 году. И обе книги читаются на одном дыхании, не смотря на то, что это научные труды. И перечитываются с огромным удовольствием.
В честь Иохана Хёйзинги, для всех гостей, и, особенно, для именинниц Екатерин, несколько миниатюр из Часослова Екатерины Клевской ( ок. 1440) одного из самых известных голландских манускриптов 15 века. Который стоило бы назвать введением в демонологию :evil:

Хранится часослов в Библиотеке Моргана, в Нью-Йорке. Кстати, это не та Екатерина Клевская, которая была замужем за Гизом, эта совсем другая, жившая на сто лет раньше, и будучи замужем за герцогом Гельдерна Арнольдом Эгмонтом, всю жизнь посвятила войне с собственным мужем. Страсти там были еще те. :-D

Разумеется в качестве донатора выступает сама Катерина в шикарном алом платье с горностаевым подбоем. Она появится на страницах молитвенника еще несколько раз, например, как утешительница и покровительница нищих и увечных. ниже. Увы и ах, эти изображения не дают даже сотой представления о том какие сверкающие краски живут на страницах этого манускрипта. (Тем более, что я их надергала из разных источников, оттого и качество разное) Лучше пойти по ссылке и посмотреть в более-менее качестве. http://www.themorgan.org/collections/works/cleves/thumbs.asp








Как правило, середину листа занимает изображение религиозного характера, зато на полях художник вовсю порезвился, изображая сценки из повседневного быта (впрочем, это не значит, что в них не были заложены дополнительные смыслы) . Например, рыбак запросто мог быть намеком на Симона Петра и Андрея, учеников Христа и в прошлом рыбаков.

Ловец птиц тоже намекает на ловлю душ.



А вы знали, что в Нидерландах 15 века вовсю использовали для детей ходунки? Я вот например очень удивилась, когда поняла сколь давнее это изобретение. Все так мило, по-простому, Мария ткет, Иосиф стругает, маленький Иисус учится ходить... Анонимный художник, как известно, был из Утрехта, поэтому не удивительно, что быт Святого семейства более всего напоминает быт утрехтцев в 15 в.



Изображения в Часослове самые разнообразные и религиозные, и светские, но более всего поражает обилие иллюминаций с дьяволом и адом в самых разных ипостасях и вариациях. Это тем более удивительно, что в часословах для женщин ад вообще не изображался. С чем связано использование столь необычной иконографии - неизвестно.








И парочка крупным планом



История рукописи тоже интересна. Во-первых, заметно, как росло мастерство хуждожника от иллюстрации к иллюстрации, ведь манускрипт создавался несколько лет. Во-вторых, долгое время он считался утерянным и всплыл только в 19 веке, да еще и разобранный на две отдельные части у двух разных владельцев. Часть листов и миниатюh были удалены. В 70-х гг. 20 столетия сотрудники музея Моргана смогли воссоединить обе части и реконструировать недостающие фрагменты.

URL записи

@темы: мифология, искусствоведение, демонология, археология

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Бункер Бобби Сингера

главная