Иконографическое-3 "Прав ли был профессор?" ...Или окуда что берется....
Прежде чем спеть еще одну песню про архангела, позволю себе лирическое отступление... О падших ангелах и различных первоисточниках...
В Северной Европе в период интернациональной готики и Возрождения вдруг широко распространяется этот достаточно специфический сюжет. Возникает вопрос, откуда оно все взялось...Известно, например, что Герцог Жан Беррийский значительное время в Англии в качестве заложника. При его интересе к к рукописям, он не мог не знать столь любимый в этой стране сюжет. Вполне возможно, что при заказе Роскошного Часослов - наличие этого изображения было обусловлено желанием герцога.
Братья Лимбург. Роскошный Часослов герцога Беррийского. 1412-16 гг
The Fall of the Rebel Angels the Musée Condé, Chantillyчитать дальшеУже в новейшее время этот сюжет всплывает в новой редакции, литературной. Не секрет, что древняя история толкиеновского мира берет начало (в значительное степени) в староанглийской литературе. Известны работы Профессора, посвященные известным памятникам этой очень своеобразной культуры. В частности, это те англосаксонские версии Ветхого Завета, которые подробно описывают сюжет - нигде больше не описываемый с таким старанием - историю восстания и Падения Люцифера. Это стихотворный "Генезис" Кэдмона и прозаический Парафраз Эльфрика на книгу Бытия. Фиксация обоих текстов относятся к началу -1-ой четверти XI в. Это удивительные, насыщенные иллюстрациями рукописи, только в Элфрике насчитывается порядка пятисот изобразительных сюжетов.
Парафраз Эльфрика, XI в. Вавилонская башня. (У меня есть картинка с падшими ангелам, но очень плохого качества, так что, пусть будет другая, но красивая )
Поскольку в те времена на континенте Библию на национальные языки не переводили и столь значительные отклонения от текста там отсутствовали, то сюжеты, связанные с восстанием Люцифера и падших ангелов становятся исключительно английской иконографической традицией. Тексты, связанные с этой тематикой , включены как в Генезис Кэдмона, так и в Парафраз Эльфрика, несмотря на то, что они не относятся к библейской традиции и носят исключительно апокрифический характер. События включаются в контекст Шестоднева.
Создал Адама из праха земного,
Род человеческий смерти подвластный.
После того род великий он создал –
Ангелов гордых, дружину небесную.
Но много нашло кончину бесславную:
Верность забыли, сердцем воскичились..
(Песнь падших ангелов, Кэдмон, пер. В. Заславского)
В поэме Кэдмона ангелы и Люцифер предстают как воины, предавшие своего государя, что в условиях современной автору политической ситуации вполне объяснимый сюжет. + особенности английской литературы.
В миниатюрах мы видим группу повествовательных изображений, последовательно раскрывающих, восстание, поражение и заточение сатаны и падших ангелов. Здесь же мы встречаем изображение врат Ада в виде пожирающей пасти некоего животного, которое отчасти напоминает льва, в более поздних рукописях оно будет сходно с собакой, и отчасти связано с морским чудовищем Левиафаном.
Генезис Кэдмона, Кэмбридж, ок 1000 г, Бодлеанская библиотека в Оксфорде.
В Парафразе Эльфрика также присутствует сюжет восстания Люцифера. Здесь он относится к первому дню творения. Предположительно, это основано на толковании Св Августина, который говорил, что творение света включало творение ангелов и разделение ангелов на хороших и плохих имело место во время во время разделения света и тьмы. (Сauffmann, 62)
Парафраз Эльфрика, XI в.
Позднее, в период интернациональной готики - Падшие ангелы становятся традиционным уже английским сюжетом и постепенно распространяются на континент.
Падение ангелов, английские рукописи XIII вв.
Ключ от бездны. Liber Vitae из аббатства Нью-Минстер в Винчестере (BL, 1031)
Также к изобразительному ряду, связанному с иконографическими особенностями изображения ада, можно отнести образ Ангела, замыкающего бездну, что отражает текст из Откровения Иоанна Богослова
И увидел я Ангела, сходящего с Неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он брал дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну и положил над ним печать, дабы не прельщал он народы, доколе не окончится тысяча лет. (Откр. 20:1-3)
Отражение этого сюжета мы видим в миниатюрах рукописи Liber Vitae из аббатства Нью-Минстер в Винчестере (BL, 1031), а также в Винчестерской Псалтири (1150), где Ангел замыкает ключом врата бездны, в которые упирается уже знакомое изображение пожирающей пасти, полной грешников.
Винчестерская Псалтирь (1150)